>-<

Таинства Церкви

Таинства Православной Церкви

Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

 

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).
Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

 

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
1) богоучрежденность;
2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

 

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

 

Таинства Православной Церкви делятся на:
1) неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
1) обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех — Брак и Священство.

 

Совершители Таинств.
Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4; 1).
использованы материалы: "Справочник православного человека. Часть 2. Таинства православной Церкви". Редактор Вячеслава Пономарева. Издательство " Даниловский Благовестник".

 

Расписание Богослужений на день
Огласительные беседы для желающих принять Таинство Крещения или стать крестными родителями
  • Проводятся каждую субботу в 19:30 в помещении Воскресной школы.
  • Беседы проводит настоятель храма иерей Иоанн Омелянчук
Подробнее
Полезная информация
  • Помощь бездомным
  • Церковная помощь наркозависимым
  • Психологическая помощь
  • Церковная социальная помощь
  • Помощь беженцам и мигрантам
Подробнее
Именной сертификат на роспись храма
Распишем храм вместе!
Подробнее
Изготовим иконостас
На 01.01.2024:
собрано - 10 044 000 руб.
осталось - 956 000 руб.
Подробнее
Напишем иконы в храм
- Святая Троица
- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- Покров Пресвятой Богородицы
Подробнее
Семейная икона
Ваши имена и имена ваших близких будут вписаны на оборотной стороне иконы на вечное поминовение.
Подробнее
Освящение храма
11 февраля 2024 года епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине
Подробнее
Все права защищены hramermogen.ru 2014-2024