29 июля в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в храме
Святителя Луки Крымского в Зюзине, возведенного на месте строительства
будущего храма в честь Патриарха Ермогена совершены праздничные
богослужения воскресного дня - Всенощное бдение и Божественная Литургия.
В неделю, ближайшую к 29 июля, Русская Православная Церковь
празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Всего же Православная Церковь
признает семь Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против
ереси Ария); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония);
Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против
ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., «О трех главах»);
Константинопольский III (680–681 гг., против ереси монофелитов);
Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев).
Первый Вселенский Собор. В работе Собора участвовало
318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков
епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий,
бывший в то время еще в сане диакона и др.
Собор осудил и отверг
ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть
истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен,
как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Истинное же учение веры, было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
На
этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный
день после первого весеннего полнолуния, определено было также
священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
На
первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство
христианских Церквей — Римская Кафедра (бывший царствующий град),
Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская.
Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи, что
доныне мешает современным католикам доказать, что Папа — глава всей
христианской Церкви.
Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в
Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был
против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского
Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа
Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или
сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как
Ангелы.
На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были:
Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский,
Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.
На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута.
К Никейскому
Символу Веры было добавлено учение о Духе Святом. Раньше говорилось в
Символе Веры: И в Духа Святаго. Точка. На Втором Вселенском Соборе, эта
фраза была продолжена: И в Духа Святаго Господа Животворящего. Тем самым
разъяснялось, что Господь есть Бог, а не тварь, то есть не имеет
тварной природы. Далее было уточнено: Иже от Отца исходящего — то есть,
причина бытия Святаго Духа, Его источник – Бог-Отец. Таким образом в Символе Веры появилась формулировка о том, что Дух
Святый исходит только от Отца, и не является творением Сына, как учил
Македоний.
Иже от Отца исходящего. Иже со Отцем и Сыном споклоняемый и
славимый глаголавшего пророки. То есть Дух Святый имеет вместе со Отцом
и Сыном равную славу, равную честь и равное достоинство, и единое с
ними поклонение.
Собор также ввел в Никейский Символ Веры еще четыре
членами, в которых излагается учение о Церкви, о таинствах, о
воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился
Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви
на все времена.
Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в
Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против
лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво
учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с
Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме,
подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и
Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не
Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.
На Соборе присутствовали 200 епископов.
Собор осудил и отверг ересь
Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени
воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил:
исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а
Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор также утвердил
Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы
то ни было изменения и дополнения.
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в
Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовали 650
епископов. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного
константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую
природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая
Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил,
что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно
поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно
Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а
последователи его называются монофизитами (одноестественниками).
А по
поучениям святых отцов Василия Великого, Григория Богослова «что не
воспринято, то не уврачевано», то есть, если нет во Христе полноты
человеческой природы, тогда как уврачуемся мы? Если вся человеческая
природа подверглась падению, то она вся должна быть и исцеленной.
Господь должен был соединить в Себе всю полноту человеческой природы со
Своей природой, со Своим Божеством. И спасти ее от греха, от проклятия.
Получается, что если вместо духа человеческого в Иисусе было Божество,
он не был таким, как мы, значит, Он воспринял какую угодно природу, но
только не нашу, не падшую, не исковерканную грехом, человеческую
природу. Учение монофизитов подрывало основы нашего спасения, основу
христианского учения. Это было ниспровержение христианской Церкви. Более
радикальные ученики Аполлинария, основоположника ереси монофизитов,
пошли дальше и утверждали, что у Иисуса не только вместо Духа Божество,
но и вместо души – тоже. А тело было человеческое. То есть только внешне
Иисус – человек. Другие аполлинариане говорили, что и тело Он получил с
неба, и прошел сквозь Богородицу, как сквозь трубу. Человеческая
природа Христа не была полноценной, ее поглотила Божественная природа.
Учителями этой ереси стал архимандрит константинопольских монастырей
Евтихий и Архиепископ Александрийский Диаспор. Противником ереси был Лев
Великий, Папа Римский, хотя он на Соборе и не присутствовал. Он прислал
свое Послание против монофизитской ереси к Собору, а чтобы не
ошибиться, по преданию, он это Послание положил на раку Апостола Петра в
храме Апостола. Молился Богу, и потом увидел в Послании подпись Петра,
который «проверил и исправил» Послание.
Собор осудил и отверг
лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что
Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по
Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от
Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении
(рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как
едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и
неразлучно (против Нестория). И каждая природа во Христе имеет всю
полноту.
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в
Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван
по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным
предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви,
пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского,
Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались
несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не
было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами
(монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом
предлог отвергать самый четвертый Вселенский собор и клеветать на
Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в
несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.
Собор осудил
все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а
относительно двух остальных осуждение ограничилось только их
несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к.
отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор
снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в
Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170
епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков-монофилитов,
которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и
человеческое, но одну Божественную волю. После пятого Вселенского собора
волнения, производимые монофилитами продолжались и грозили Греческой
Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил
склонить православных к уступке монофилитам и силою своей власти
повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.
Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний,
патриарх Иерусалимский и Константинопольский монах Максим Исповедник,
которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.
Шестой
Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов, и определил
признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и
по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во
Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была
временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых
отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что
святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы
христианского вероучения, была определена богословская основа
вероучения.
Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.
материалы сайта azbyka.ru