День памяти священномученика Владимира Четверина
2 сентября Православная Церковь чтит
память священномученика Владимира Четверина, частица мощей которого находится в
святом Антиминсе нашего храма.
Священномученик Владимир Четверин родился в 1874 году, в селе Барахман-Гарт Ардатовского
уезда Симбирской губернии в простой, благочестивой семье. С юности
возлюбил он путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет
Христовой веры. Первоначально он состоял учителем школы грамоты, затем семь лет пробыл
учителем церковно-приходской школы в селе Кутьеве Карсунского уезда,
а по достижении 29 лет, пламенея любовью ко Господу и желая все силы
свои положить на служение Ему, подал прошение о рукоположении в священный
сан в Симбирскую испытательную комиссию. Отметив смирение и крепость
веры молодого подвижника, епархиальное начальство определило Владимира
Четверина на должность псаломщика поначалу в селе Юлеве Карсунского
уезда, а затем в Большой Рязани, Вырыпаевке и Сурском Остроге.
Желая
быть примером своим ученикам в знании и исполнении Христовых заповедей
и чувствуя безграничную ответственность за них пред Господом, Владимир
Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую Духовную Академию.
Успешно окончив курсы, Владимир в возрасте 36 лет был рукоположен в
сан священника к церкви села Сырятино Ардатовского уезда и успевал
не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и
исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной
церковноприходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего
села.
Божия
благодать сохраняла и питала священника, подавая силы для несения
многочисленных послушаний и обязанностей. Везде он был примером
«словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим.4,12). Слова эти, изображенные на
иерейском кресте, словно отпечатались на скрижалях сердца святого
Владимира . Окормляя своих прихожан, не забывал он и о семье. К 1915
году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых
умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой
воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на
ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину,
будучи расстрелянными.
После
с. Сырятино отец Владимир служил в Христо-Рождественской церкви села
Барахман-Гарт. Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская
икона Божией Матери, перед которой пастырь усердно и слезно молился
о всей своей пастве.
Терпя житейские скорби, славя Господа за радости, подаваемые за
неутомимое радение в стяжании добродетелей, укрепляя страждущих,
помогая нищим, проходил славный путь своей земной жизни иерей Владимир.
Но
наступила година великой смуты на Руси. Не видно было ни конца, ни
края неправедным деяниям: безбожники разрушали церкви, расхищали
церковное имущество, употребляли иконы и священные предметы для
светских нужд. Брат восстал на брата, и множество мучеников и исповедников
Христовых мучением и даже смертью своей засвидетельствовали верность
ко Господу. Пострадал за Христа и отец Владимир, показав нам,
грешным, силу веры Божиих угодников, которая во дни гонений не оскудевает,
но более возвеличивается, питаемая любовью и ревностью о Господе. В
то время у людей без суда и следствия отбирали хлеб, обрекая их на голодную
смерть, поэтому прихожане Христо-Рождественской церкви без сомнения
доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он
же, возлюбя ближних своих, как себя, по заповеди Господней и по стремлению
чистого своего сердца, отнесся к сему поручению со всею ответственностью
и тщанием. Когда же некоторые из сельчан захотели изъять весь хлеб в
обмен на фальшивые деньги, отец Владимир разгадал этот лукавый заговор
и встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков. Тогда
гонители, потеряв стыд и совесть, потребовали от святого нарушить
тайну исповеди и выдать метрические книги. Однако бесстрашный
иерей предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу
и выдать церковное достояние. Тогда появились лжесвидетели, которые
не постыдились свидетельствовать против своего священника. Обвинили
батюшку «в неисполнении предписания советской власти о передаче
метрических книг, в разрухе финансового состояния в стране и в не
сдаче имеющегося огнестрельного оружия», а жителей села обманом
вынудили искать себе другого священника.
19
августа 1918 года иерей Владимир в последний раз отслужил Божественную
литургию, после чего гонители веры Христовой арестовали невинного
священника, не предъявив ему какого-либо обвинения. Ненавистникам
Имени Христова не нужно было никаких поводов, кроме верности Богу,
чтобы осудить христианина на страдания и даже на смерть. С
этого дня начались честные страдания священника: его изнуряли допросами,
пытаясь заставить отречься от веры Христовой, обвиняли в «пропаганде
против советской власти». Но страстотерпец, чуждый всякой политике,
с честью отвечал клеветникам, что служение священника заключается
не в противлении земной власти, а в том, чтобы воля Божия была «яко на
небеси и на земли».
Клевету и арест батюшка, по смирению своему, принял безропотно и даже
с радостью, а жители Барахман-Гарта, оставшиеся без пастырского попечения,
памятуя о том, что Богу все возможно, укрепляли отца Владимира своими
непрестанными молитвами и просили снять арест с приходского священника.
Вступился за невинного страдальца и благочинный Ардатовского уезда
отец Константин Беневоленский. Однако гонители были неумолимы,
и достойный пастырь был осужден на смерть.
В час ночи 1 сентября ст. ст. 1918 года
отец Владимир был выведен на расстрел. Ободряемый и укрепляемый Святым
Духом Утешителем, он как смиренный агнец претерпел все страдания без
ропота и сподобился мученической кончины. За
свои честные страдания священномученик Владимир сподобился стояния
одесную престола Господня, явное свидетельство чему его пречестные
мощи, чудесным образом сохранившиеся нетленными в могиле, сквозь
которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик,
и Святое Евангелие, вложенное в руку святого. Учительствуя
и направляя людей на путь Истины при жизни, святой священномученик
Владимир и поныне не забывает о своей земной пастве. Земля же Мордовская,
обрела неусыпного молитвенника и смиренного заступника за нас,
грешных.
Источник: http://pstgu.ru
Тропарь глас 1-й:
Царство Небесное паче земных красот возжелев, / добрым подвигом Христу
подвизался еси./ И безбожное веление мужественне отринув, / сугубую благодать
от Господа Сил приял еси. / Сего ради усердно тебе вопием: // моли о нас Христа
Бога, отче Владимире, священномучениче.
Кондак, глас 3-й:
Безбожному велению не повинулся еси / и мирския вся соблазны отринув / даже до
лютых страданий и смерти Христу верен пребыл еси / и лику мученическому
сочетался, отче Владимире! / И ныне паствы твоея пение прими: / испроси нам у
Христа Бога грехов оставление // и велию милость."