Крещенский сочельник
18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в храме Святителя Луки Крымского в Зюзине состоялось особое праздничное Богослужение: Царские Часы, Великая вечерня и Божественная Литургия Святителя Василия Великого, и Великое освящение воды. Богослужение совершил настоятель храма иерей Иоанн Омелянчук.
По окончании оного отец-настоятель поздравил всех с праздником, сказал слово о празднике Богоявления и напомнил о том, что Иоанн Предтеча, перед явлением Христа народу, призывал людей к покаянию, то есть к изменению своей жизни.
"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Призыв этот был произнесен им более 2000 лет назад, но и сейчас остается актуальным, и относится к каждому человеку. Чтобы войти в Царство Небесное необходимо подготовить себя, приобрести тот праздничный наряд, состоящий из плодов покаяния, в котором мы и пойдем на прием к Царю.
проповедь отца-настоятеля
Крещенский сочельник
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня , или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 7 января было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво .
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
по материалам сайта pravoslavie.ru