12 февраля в Неделю о Блудном сыне в храме Святителя Луки Крымского,
возведенного на месте строительства будущего храма в честь Патриарха
Ермогена в Зюзине были отслужены праздничные богослужения Всенощное бдение и Божественная Литургия. Отслужил богослужения настоятель храма иерей Иоанн Омелянчук.
Проповедь священника, которая по традиции была произнесена в воскресный день касалась притчи о Блудном сыне - событие, которое Святая Церковь читает в этот день за богослужением, приближая и приготавливая верующих к предстоящему подвигу Великого поста.
В неделю о Блудном сыне о покаянии
«Некоторый богатый человек, – поведает
евангельская притча, – имел двух сынов. Младший из
них просил отца, чтоб он выделил следующую ему часть
имения. Отец исполнил это. По прошествии немногих дней
меньшой сын, забрав доставшееся ему имущество, ушел в
дальнюю страну, где расточил имение, проводя жизнь
распутную. Когда он прожил все, в стране той сделался
голод. Сын богача не только начал нуждаться, но и пришел в
бедственное состояние. В такой крайности он пристал к
одному из местных жителей, а тот послал его на поля свои
пасти свиней. Несчастный, томимый голодом, рад был бы
наполнить чрево тем грубейшим кормом, которым питались
свиньи! Но это оказалось невозможным. В таком положении
он, наконец, очувствовался и, вспомнив обилие, которым
преисполнен дом отцовский, решился возвратиться к отцу. В
мыслях он приготовил, для умилостивления отца, сознание
греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение
о причислении уже не к семейству отцовскому – к
сонму отцовских рабов и наемников. С таким сердечным
залогом младший сын отправился в путь. Еще был он далеко
от родительского дома, как отец увидел его, увидел и
сжалился над ним: побежал навстречу к нему, кинулся на шею
ему, стал целовать его. Когда сын произнес приготовленные
исповедь и просьбу, отец повелел рабам: "Принесите
лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку
его и наденьте сапоги на его ноги. Приведите и заколите
тельца упитанного: мы вкусим и возвеселимся. Этот сын мой
был мертв, но ожил, пропадал, но нашелся!” Старший
сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле,
возвратился во время пира в дом. Он нашел странным
поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец,
воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая
другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему:
"Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое.
А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том,
что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и
нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32).
Меньшой сын, по изъяснению святых Отцов
, может быть образом и
всего падшего человеческого рода и каждого
человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну
– дары Божии, которыми преисполнен каждый
человек, преимущественно же христианин. Превосходнейшие
из Божиих даров – ум и сердце, а в особенности
благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину.
Требование у отца следующей части имения для
употребления ее по произволу – стремление
человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать
своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца
на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог
почтил человека в употреблении даров Божиих. Дальняя
страна – жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая
нас от Бога. Растрата имения – истощение сил ума,
сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание
от себя Святого Духа деяниями греховными.
Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь!
Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в
себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного,
вспомнит безмерное духовное богатство, которым
преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь.
Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности
своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести
покаянием.
Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека
для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение
греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание
его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом,
еще далече ему сущу, видит Бог: видит и уже
поспешает к нему навстречу, объемлет, лобызает его Своею
благодатию. Едва кающийся произнес исповедание греха, как
милосердый Господь повелевает рабам – служителям
алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую
одежду непорочности, надеть на руку его перстень –
свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и
небесною, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его
была охраняема от духовного терния прочными
постановлениями такое значение имеют сапоги –
заповедями Христовыми. В довершение действий любви
поставляется для возвратившегося сына трапеза любви, для
которой закалается телец упитанный. Этою трапезою
означается церковная трапеза, на которой предлагается
грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища
и питие: Христос, давно обетованный человечеству,
приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для
падшего человечества с самых минут его падения.
Милосердие Божие так велико, что оно
привело в удивление самих святых Ангелов –
первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших
ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими
они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к
падшему человечеству. Они нуждались относительно этого
предмета в откровении Свыше, и научились из откровения
Свыше, что им подобает веселитися и радоватися, яко меньший брат их – род человеческий –
мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и
обретеся при посредстве Искупителя. Радость
бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице
кающемся".
по слову Святителя Игнатия Брянчанинова